В настоящее время в Казахстане все большее развитие получают национальные виды конного спорта. В областных городах и районных центрах регулярно проводятся скачки на назначенные дистанции и конно-спортивные игры: кокпар (обладание тушей козла), кыз куу (догони девушку), сайыс (борьба всадников) и др. Особой популярностью пользуются скачки на длинные дистанции – аламан байге и кокпар. Помимо областных и республиканских соревнований, проводятся также и состязания международного уровня.
В столице Казахстана Астане создана детско-юношеская школа по конным видам спорта – кокпару, конкуру, байге, джигитовке. В конюшне школы имеется 40-45 голов животных. В основном это жеребцы следующих пород: для конкура используем английских, буденновских, тракенских лошадей, для байги – костанайских и английских. И если для данных видов спорта породы и их помеси достаточно апробированы, то для кокпара оптимальные параметры коня пока не установлены. В этой игре участвуют лошади-помеси. Дело в том, что для кокпара нужен конь, пригодный для нескольких операций и обладающий особым темпераментом и типом высшей нервной деятельности. Для того, чтобы поднять тушу козла с земли, нужен относительно невысокий, с прочными спиной и ногами конь, не боящийся силовых контактов с другими лошадьми. В то же время он не должен кусаться, лягаться и быть злобным. Последними качествами должны обладать все лошади, участвующие в кокпаре. Понятно, что если лошадь имеет высоту в холке за 170 см, то всаднику намного сложнее дотянуться до лежащей на земле туше козла, чем с коня высотой 158-162 см.
Следующим требованием, предъявляемым к всаднику, является удержание туши и умение вырваться из окружения лошадей соперников. Удержать тушу не так-то просто, потому что противоборствующие всадники всеми силами стараются ее вырвать. В этой ситуации очень многое зависит от лошади. Она должна четко и быстро среагировать на посыл всадника и грудью проложить себе дорогу, расталкивая соперников. Вырвавшись из окружения, лошадь должна очень резво принять с места и как можно скорее достигнуть контрольной точки, куда всадник должен бросить тушу козла. Тут конь должен обладать качествами четвертьмильной ковбойской лошади.
Как видно, в одном животном необходимо сочетание многих качеств, комплексом которых обладают далеко не все лошади. Поэтому для кокпара мы подбираем разнокалиберных лошадей с определенным амплуа. Обычно в команде 10 всадников и 12 лошадей. Игра длится 20 мин. в три тайма, так как кокпар – игра динамичная, требующая и от всадника, и от лошади значительных затрат сил. Поэтому после 5 мин. на поле выходят следующие 4 всадника, а первая четверка отдыхает. За всю игру обычно таких смен бывает несколько. Иногда происходит введение замены в связи с травмой спортсмена или лошади. К сожалению, такие случаи тоже нередки.
Итак, какой конь нужен для кокпара, кажется, достаточно ясно. Но совершенно не существует критериев оценки степени тренированности лошадей, участвующих в кокпаре. Как определить пик формы такой лошади? В доступной нам литературе подобных данных мы не нашли. С большим интересом изучали труды Ласкова и работы других авторов, под руководством академика В.В. Калашникова. Но можно ли эти тесты применять к кокпарной лошади? На сегодня подготовка коней для кокпара проводится без научно обоснованной методики, и этот уровень граничит не то со знахарством, не то с любительством, а степень тренированности определяется на глаз.
Совершенно очевидно, что эту проблему нужно решать в ближайшее время, ибо кокпар в целом ряде стран получает массовое развитие, а во время соревнований много лошадей в результате неподготовленности получают травмы и увечья различной степени тяжести. Мы ставим себе задачу провести соответствующие обследования при тесном сотрудничестве со Всероссийским НИИ коневодства.
И. Нечаев, академик
А. Хасенов, директор СДСЮШ по конным видам спорта