Марат Китапбаев (Усть-Каменогорск)
В мае 2010 года на пятом километре автобана Астана – Кокшетау был открыт памятник легендарному тулпару казахской степи Кулагеру. Открывая торжественную церемонию, организатор строительства монумента президент Федерации национальных видов конного спорта РК, известный писатель, журналист, общественный деятель, уроженец Восточного Казахстана Садыбек Тугел отметил, что приглашенный на это мероприятие Бошай Китапбаев, вырастивший несколько поколений выдающихся скакунов в период работы председателем колхоза в Большенарымском районе Восточно-Казахстанской области, является самым знаменитым конником Казахстана.
Об истории колхоза
В начале 1956 года Бошай Китапбаев возглавил в Большенарымском районе колхоз имени Ворошилова, в состав которого входили села Новоберезовка, Уштобе, Майемер и Яры. В 1958 году к колхозу им. Ворошилова присоединили расположенные в горной зоне села Огнево, Красная Поляна и Ульяновка. Хозяйство было переименовано в колхоз имени Ленина. И до 1990 года, с пятилетним перерывом в середине 70-х годов, Б. Китапбаев работал в этом колхозе председателем правления.
В 1974 году по инициативе первого секретаря областного комитета Компартии Казахстана А.К. Протозанова в районе был создан новый совхоз «Ульяновский», в состав которого передали села Ульяновка, Огнево и Красная Поляна. Руководитель области мотивировал свое решение желанием повысить управляемость хозяйства, так как колхоз имени Ленина был самым крупным сельхозпредприятием в области, колхозом-гигантом, а его центральная усадьба – село Новоберезовка – по численности населения уступала только районному центру. В этот период Бошай Китапбаев работал в Талды-Курганской области председателем колхоза имени XXII съезда КПСС.
Осенью 1978 года он вновь возглавил колхоз имени Ленина. В 1980-х годах колхоз представлял собой развитое многоотраслевое предприятие. Площадь пашни под зерновыми, масличными и кормовыми культурами, а также гречихой и картофелем составляла более 12 тысяч гектаров, сенокосные угодия занимали пять тысяч гектаров, пастбища – 30 тысяч. В колхозных отарах насчитывалось более 30 тысяч овец. Поголовье крупного рогатого скота достигало 7 000, из которых 2 000 голов было дойное стадо. Количество лошадей в колхозном табуне составляло порядка 2 500. Созданная руками колхозников на 4500 гектарах ирригационная система позволяла и в засушливые годы обеспечивать потребности общественного скота в кормах. На пасеках хозяйства размещалось более полутора тысяч пчелосемей. Активно развивалась в колхозе строительная отрасль. Ни одно сельхозпредприятие в Восточном Казахстане не заготавливало деловую древесину в таких объемах, как колхоз имени Ленина. Был в колхозе и свой кирпичный завод. Это позволяло собственными силами строить много жилых домов и производственных объектов. По рекомендации областных властей в Новоберезовку приезжали делегации из различных районов для ознакомления с опытом строительства жилья.
В этот же период в хозяйстве была создана племенная ферма по разведению лошадей мясо-молочной породы жабе. Поддерживал колхоз в этой работе бессменный руководитель отдела коневодства Министерства сельского хозяйства Казахской ССР Борис Васильевич Бардин, с которым Бошая Китапбаева связывала многолетняя дружба. Б. Бардин после окончания зооветеринарного института работал начальником конной части Луговского конного завода в Джамбулской области. На этом конзаводе родился, вырос и проходил обучение у Молдаша Амреева, а позже у Карима Асенова легендарный ахалтекинец Абсент, который принес Сергею Филатову золотую медаль в выездке на Олимпийских играх 1960 года в Риме. Б.В. Бардин ушел из жизни в 2010 году в возрасте семидесяти лет.
За высокие производственные показатели созданной конефермы её заведующий Кауан Абдрахманов был награжден дипломом I степени на Выставке достижений народного хозяйства СССР. На ферме насчитывалось более 500 племенных кобылиц-жабе. Наряду с развитием мясного и кумысного направлений коневодства в колхозе имени Ленина никогда не прекращалась работа по подготовке скакунов для байги, которая всегда была и продолжает оставаться самым популярным видом конных состязаний в Казахстане.
Тайжирен
С целью дальнейшего развития спортивного направления в коневодстве колхоз приобрел двух рыжих жеребцов кустанайской породы – Бутана и Заботного. Для каждого из них сформировали свой косяк из местных конематок.
Подросшие жеребчики из этих косяков, обнаружившие задатки перспективных бегунцов (так в Сибири издавна называют резвых лошадей, используемых в конных состязаниях любым аллюром), передавались в руки опытных тренеров-конников, которые начинали вести с ними кропотливую тренинговую работу, постепенно подводя к первым стартам. В результате в середине 80-х годов в колхозе имени Ленина была подобрана команда очень перспективных скакунов, которые совсем скоро станут выигрывать призы на различных дистанциях на республиканских, областных и районных скачках: Сайжирен, Тайжирен, Еркiнжирен, Жетімжирен, Биікжирен, Акбакай и другие. Помимо экстерьера и резвости, практически все они унаследовали от своих отцов и традиционную для кустанайской породы рыжую масть. Об этом свидетельствуют и их клички, которые для них придумывал председатель колхоза.
Бриллиантом в этой плеяде прекрасных жиренов, безусловно, был Тайжирен, родившийся осенью 1981 года от кобылы местного чабана, жителя Уштобе Сейтукаша Кабдыгалиева, скрещенной с кустанайцем Заботным. Председатель колхоза приметил молоденькую лошадку, когда сынишка чабана Баянгазы скакал на ней по улицам Новоберезовки. На опытного коневода произвел впечатление легкий, без видимых усилий, стелющийся бег молодой лошади.
Вскоре его определили на содержание в колхозный конный двор, нарекли, учитывая возраст, кличкой Тайжирен, и началась планомерная подготовка к будущим состязаниям. Тренингом с ним в основном занимался веттехник колхоза Бердыбек (Бакон) Калиев, который в детстве был одним из лучших наездников на скачках. Тогда никто не мог даже предположить, что уже следующей весной Тайжирену покорится титул чемпиона Казахстана в аламан-байге (скачки на большие расстояния).
В марте 1985 года Б. Китапбаеву позвонил директор Алматинского ипподрома Халил Гатаулович Измайлов и пригласил принять участие в республиканских конных соревнованиях, посвященных 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. Было решено, что в столице в аламан-байге на шестнадцать километров колхоз имени Ленина будет представлять Тайжирен, который, правда, из-за своего возраста еще не успел принять участия ни в одной серьезной скачке. Чтобы оценить уровень подготовки Тайжирена, председатель колхоза повез его в соседний Катон-Карагайский район. Известный тренер-конник совхоза «Алтайский» Комекбай Мукамжаров, вырастивший гнедого скакуна, побеждавшего в байге на средние дистанции на областных и районных спартакиадах, согласился устроить испытание для Тайжирена. Легкий спарринг-забег с лошадью Комекбая окончательно убедил Б. Китапбаева в том, что Тайжирен будет успешно выступать в аламан-байге на самых представительных соревнованиях.
9 мая 1985 года на Алматинском республиканском ипподроме взошла звезда Тайжирена – одного из самых лучших среди нескольких поколений бегунцов, выступавших на протяжении трех десятилетий под флагом колхоза имени Ленина Большенарымского района. Это был звездный час и для наездника Бакытжана Калиева, который всю дистанцию держался в основной группе. Стремительный и затяжной спурт Тайжирена на последнем круге не оставил никаких шансов соперникам. Большенарымский скакун с солидным отрывом пересек финишную черту. Следует отметить, что тактика бежать большую часть аламан-байги в основной группе и выигрывать ее мощным финишированием на последних километрах дистанции стала в будущем фирменным стилем Тайжирена. У него был невысокий рост и спокойный, покладистый нрав. Он хорошо слушался поводьев и никогда на дистанции не растаскивал наездника.
Через три месяца Тайжирен выиграл аламан-байгу на областной спартакиаде. Победой Тайжирена закончились также скачки на самую длинную дистанцию и на следующих двух областных конно-спортивных соревнованиях в 1986-1987 гг. Очевидцы этих состязаний до сих пор не могут без эмоций вспоминать незабываемые картины потрясающих финишных ускорений выдающегося бегунца.
В эти годы Тайжирен регулярно участвовал в аламан-байге на скачках районного уровня. Многочисленные местные поклонники байги хотели собственными глазами видеть стремительный бег своего любимца. И к тому же, председатель колхоза, человек азартный, наделенный могучей волей и энергетикой, видимо, искренне верил, что и у скакуна силы неисчерпаемы. Тайжирен не пропускал соревнований, которые проводились в Большенарымске и в соседнем Катон-Карагайском районе. И ни разу не разочаровал своих болельщиков.
Однажды летом 1986 года на районных скачках в Большенарыме Б. Китапбаев выпустил Тайжирена на девятикилометровую дистанцию, хотя, обычно он меньше пятнадцати километров не бежал. Председателю колхоза было очень любопытно посмотреть, как Тайжирен будет выглядеть на непрофильной для себя дистанции в противостоянии с самым быстрым в те годы в байге на десять километров бегунцом в Восточном Казахстане, который принадлежал соседнему колхозу имени Жданова. Жеребец-дончак по кличке Фазон из села Солоновка, центральной усадьбы колхоза Жданова, трижды подряд побеждал на областных состязаниях. Но, к немалому удивлению собравшихся на большенарымском ипподроме зрителей, Тайжирен опередил замечательного солоновского скакуна-спринтера. Всю дистанцию они лидировали, сменяя друг друга на первой позиции и поддерживая очень высокий темп. В забеге все решил финишный рывок Тайжирена. Б. Китапбаев всегда утверждал, что по-настоящему сильный в аламан-байге бегунец и в скачке на короткие дистанции не должен никому уступать, даже самому быстрому спринтеру. Собравшимся на ипподроме в Большенарымске зрителям Тайжирен продемонстрировал свои феноменальные скоростные качества.
Колхоз имени Жданова в 1964 году возглавил Кумарбек Капышевич Капышев, которого по праву можно назвать выдающимся воспитанником колхоза имени Ленина. К. Капышев родился в 1925 году в селе Майемер Большенарымского района, участвовал в Великой Отечественной войне. После демобилизации вернулся в родной аул, где более десяти лет проживал и работал. Б. Китапбаев, когда стал председателем колхоза имени Ленина, увидел в Кумарбеке Капышеве задатки крепкого руководителя и вскоре назначил его главным агрономом, а спустя три года заместителем председателя правления. Работа К. Капышева на этих должностях получила положительную оценку районного комитета партии и его рекомендовали к избранию председателем колхоза имени Жданова. Под руководством Кумарбека Капышева это хозяйство выросло в одно из самых экономически сильных сельхозпредприятий Восточно-Казахстанской области. Председатель колхоза был награжден орденом Ленина. В 1986 году К. Капышев скоропостижно скончался и был похоронен в родном ауле. В колхозе имени Жданова К. Капышев создал племенную конеферму по разведению лошадей донской породы, которые поставлялись в конные хозяйства пограничных войск.
Драма в Жидебае
Осенью 1987 года в Семипалатинской области были проведены праздничные мероприятия, посвященные 90-летию со дня рождения выдающегося казахского писателя Мухтара Ауэзова.
В первый день в областном центре состоялось торжественное заседание. Известный казахстанский писатель, публицист, переводчик, критик, литературовед Герольд Бельгер, ушедший из жизни 7 февраля 2015 года после шестого перенесенного инфаркта, так вспоминал об этом:
«…Особенно тепло было встречено блистательное, искреннее, абсолютно раскованное выступление председателя колхоза имени Ленина Большенарымского района Восточно-Казахстанской области, ветерана войны, Героя Социалистического труда Б. К. Китапбаева. Он блеснул проникновенным знанием творчества М. О. Ауэзова, всей современной казахской литературы и ее роли в развитии национального самосознания. Говорил живо, то по-русски, то по-казахски, и кто-то из писателей потом в кулуарах восторженно заметил: «Меняю десять профессоров на одного председателя колхоза». Все потом дружно поздравили оратора-самородка. Прославленный председатель колхоза из соседней области не только сам приехал на торжества любимого писателя, но и привез призового скакуна для участия в предстоявших конных скачках».
В перерыве торжественного заседания Б. Китапбаева тепло поздравил секретарь Центрального Комитета Компартии Казахстана З.К. Камалиденов. Во время их последней встречи в начале декабря 1986 года в Алма-Ате они затронули и тему творчества казахских писателей. Дело в том, что после первого этапа процедуры отбора соискателями на присуждение Государственной премии Казахстана в области литературы за 1986 год остались известный казахский прозаик, автор исторических романов Абиш Кекильбаев и наш земляк, писатель, драматург, лауреат премии Ленинского комсомола Казахстана Оралхан Бокеев. По действовавшим тогда правилам лауреатом премии мог стать только один из соискателей. В беседе Б. Китапбаев, будучи большим любителем шахмат, вспомнил ситуацию, сложившуюся на одном из чемпионатов СССР по шахматам. В 1974 году гроссмейстеры Михаил Таль и Александр Белявский набрали одинаковое количество очков по итогам кругового турнира. И тогда Федерация шахмат СССР присвоила обоим победителям звание чемпиона страны, не проводя дополнительного матча между ними. «Это очень интересная мысль!» – рассмеялся в ответ главный идеолог республики. И вот теперь в Семипалатинске Закаш Камалиденович, обменявшись приветствиями с Бошаем Китапбаевым, заметил, что Госпремию по литературе разделили между двумя писателями.
На следующий день праздник продолжился на родине писателя, в урочище Жидебай, недалеко от села Караул, административного центра Абайского района. Заключительным аккордом торжеств стали конные соревнования.
Для участия в конно-спортивной программе юбилейных торжеств в Жидебай из колхоза имени Ленина привезли двух лошадей. Тайжирен должен был скакать в аламан-байге, а Акбакая готовили для выступления на второй, более короткой дистанции. В последний момент организаторы приняли решение провести только одну скачку, и в результате всем участникам пришлось бежать аламан-байгу.
Со старта вперед сразу вырвались пять лошадей, среди которых были оба скакуна колхоза имени Ленина, а также лошадь по кличке Еркежирен из Аксуатского района Семипалатинской области. Остальные участники не смогли подхватить высокий темп, предложенный лидерами, и скакали на значительном удалении от них. Всю дистанцию первым бежал Еркежирен. Он и выиграл аламан-байгу. Акбакай и Тайжирен пришли на финиш третьм и четвертым соответственно. Результаты вроде были совсем неплохие, все-таки в байге приняло участие несколько десятков лучших скакунов из многих регионов Казахстана. Но эйфории после завершения аламан-байги Б. Китапбаев вовсе не испытывал, так как Тайжирена к этим состязаниям тщательно подготовили и он был в отличной форме.
Когда уже возвращались домой, председатель колхоза в машине распрашивал двух мальчиков-наездников, как проходила скачка, не было ли агрессивного поведения со стороны других всадников. Скакавший на Тайжирене Жанболат Сулейменов рассказал, что агрессии по отношению к ним не было, они ведь скакали далеко от других участников. Наши лошади вдвоем бежали по внешнему кругу, а все остальные – по внутреннему. На недоуменный вопрос Б. Китапбаева, почему они решили скакать по внешнему кругу, Жанболат ответил, что вскоре после старта их догнали на машине милиционеры и потребовали, чтобы они вдвоем перешли на внешний круг, так как их лошади подкованные. Милицейская машина наезжала на наших бегунцов и буквально вытолкнула их с внутреннего круга. Можно сказать, повезло еще, что лошади не столкнулись с автомобилем. Перед трибуной круги сливались в одну дорожку, а затем после поворота беговая полоса опять раздваивалась.
Внешний круг был построен много лет назад, а внутренний проложили к этим соревнованиям. И совершенно очевидно, что это было сделано с одной-единственной целью – поставить в заведомо неравные условия Тайжирена, который, начиная с 1985 года, выигрывал все состязания, в которых участвовал. У нас нет точных официальных данных, на сколько сотен метров в Жидебае внутренний круг был короче внешнего. В данной ситуации для приблизительной оценки этой разницы можно использовать технические характеристики беговых дорожек Центрального Алматинского ипподрома, на котором, кстати, в 1985 году Тайжирен, впервые в своей жизни участвуя в официальных скачках, выиграл аламан-байгу. На этом ипподроме длина внешнего круга составляет 2000 метров, а длина примыкающего к нему внутреннего круга – 1600 метров. Длина круга в Жидебае была около пяти километров, а скакали тогда шесть кругов.
Много лет на круге, по которому организаторы погнали наших скакунов, ветром выдувался поверхностный слой земли и обнажились камни. Тайжирен повредил ноги на каменистом грунте, с трудом закончив дистанцию четвертым. Перед последним кругом он вообще остановился, по всей видимости, от болевого шока. Но после удара камчой наездника продолжил бег. После этой байги ему долго лечили ноги, возили на радоновые источники санатория «Рахмановские ключи». Но полного восстановления не произошло. В 1988 году на областной спартакиаде в Акжаре (Тарбагатайский район) Тайжирен, захромав, сошел с дистанции. Эту аламан-байгу выиграл Ербол Бердыгожин на гнедом Торытобеле, представлявшем совхоз «Алтайский» Катон-Карагайского района. Вторым финишировал Еркежирен (Аксуатский район), третьим – новоберезовский Жетiмжирен. Великолепный бегунец Торытобель, подготовленный замечательным тренером-коневодом Кадыром Нуркановым, до восхождения Тайжирена не знал себе равных в аламан-байге на областных спартакиадах.
Соревнования, посвященные юбилею великого казахского писателя Мухтара Ауэзова, стали для Тайжирена роковыми. То, что произошло там во время аламан-байги, является примером того, как примитивная человеческая подлость может бесцеремонно вторгаться в спор благородных животных. В возрасте неполных шести лет фактически завершилась блестящая скаковая карьера Тайжирена. Восстановить его прежние оптимальные беговые кондиции так и не удалось.
Куланкара
Триумф Тайжирена в аламан-байге в 1985 году не был первой победой скакунов колхоза имени Ленина на Центральном Алматинском ипподроме.
Дебют на этом ипподроме, причем не менее триумфальный, состоялся в далеком июне 1970 года на республиканских соревнованиях конников, посвященных 50-летию Казахской ССР. В аламан-байге от каждой области участвовало по одной лошади, отобранной по результатам областных состязаний. Восточно-Казахстанскую область представлял легендарный Куланкара, воспетый годом позже выдающимся казахским советским писателем Габитом Мусреповым в ставшем классикой жанра очерке «Бошайдың үш қарасы», опубликованном в республиканской молодежной газете «Лениншіл жас».
Накануне и в день аламан-байги в Алма-Ате сильно пекло солнце, было очень душно. Перед самым стартом Б. Китапбаев распорядился, чтобы тренер Кожамсеит Асантаев дал бегунцу ведро воды, хотя по всем канонам тренинговой работы лошадей прекращают кормить и поить за шесть-восемь часов до начала байги.
Дважды во время байги Куланкара убегал с круга, не вписываясь в поворот. Юному наезднику, одиннадцатилетнему Валере Мартыну было сложно удержать на дорожке круга разгоряченного могучего скакуна, которому становилось тесно на ограниченном двухкилометровом пространстве Но оба раза опытному тренеру К. Асантаеву, хорошо знавшему непростой норов лошади, удавалось вернуть ее на дистанцию. И Куланкара бросался догонять ушедших вперед соперников. Завершил байгу он первым, опередив некоторых участников на целый круг.
Успешно выступили на этих соревнованиях еще две вороные лошади колхоза имени Ленина – Васька и Санар. На дистанции семь километров в яростной борьбе со скакунами Дегересского конного завода они уступили на финишной прямой и заняли третье и четвертое места соответственно. Васька и Санар много лет защищали честь колхоза в байге на пять и десять километров. Они регулярно выигрывали районные соревнования, неоднократно становились призерами областных спартакиад.
Главная газета СССР «Правда» в разделе спортивной информации опубликовала под заголовком «С ветром споря» отчет о состоявшихся в Алма-Ате конных состязаниях. Особо была выделена победа Валерия Мартына в байге на шестнадцать километров.
Будущего скакуна Санара, иссиня-черной масти, с волнистыми хвостом и гривой, Б. Китапбаев увидел в селе Новополяковка, которое в те годы являлось отделением совхоза «40 лет Казахстана» Большенарымского района, под седлом директора местного маслозавода Максима Санарова. В Новоберезовке над кличкой новой лошади голову долго не ломали. Васька же, можно сказать, был доморощенным бегунцом. Летом на нем ездил верхом, а зимой запрягал в кошевку Фрунзе Жаксылыков, который и обратил внимание председателя колхоза на хорошую резвость лошади.
Фрунзе Елгазинович Жаксылыков, один из когорты выдающихся воспитанников колхоза имени Ленина, выросших в крупных хозяйственных и государственных руководителей, родился в 1931 году в селе Орнек Катон-Карагайского района. В колхозе он возглавлял производственный участок, объединявший три расположенных в горной зоне села. По масштабам деятельности это подразделение колхоза не уступало среднего размера хозяйствам. И не случайно областной комитет партии рекомендовал Ф. Жаксылыкова на должность председателя колхоза имени Жамбыла Самарского района. Через пять лет его избрали вторым секретарем райкома партии. В 1978 году он стал первым секретарем Курчумского райкома партии. На ХV съезде республиканской партийной организации в феврале 1981 года Фрунзе Жаксылыкова избрали членом ЦК Компартии Казахстана. Он награжден орденами Трудового Красного Знамени и Знак Почета, является почетным гражданином Катон-Карагайского, Курчумского и Кокпектинского районов. Еще будучи школьником, работая в годы Великой Отечественной войны на Майемерском руднике, Ф. Жаксылыков стал самым молодым кавалером медали «За доблестный труд». Беспокойный характер не позволяет ему и сейчас, в уже солидном возрасте, оставаться в стороне от общественной жизни Усть-Каменогорска.
В сентябре 1970 года на Алматинском ипподроме были проведены XIII Всесоюзные соревнования конников колхозов, совхозов и конных заводов. Обязанности главного судьи соревнований исполнял Маршал Советского Союза С.М. Буденный, командовавший во время Гражданской войны Первой Конной армией. В рамках программы национальных видов конного спорта самая длинная дистанция для байги была 12 километров. И выиграл эту скачку другой замечательный представитель колхоза имени Ленина – Буланкара. Скакавшего на нем Ершока Саханова наградили золотой медалью чемпиона. Тренингом Буланкары с самого начала занимался опытный коневод, житель села Огнево Турган Кыстаубаев. Буланкара был разносторонне одаренной лошадью. Хороший рост, длинный ускоренный шаг, мягкий, удобный для всадника ход делали его незаменимым для комфортной верховой езды на дальние расстояния. В аллюре шагом он не уступал приличным иноходцам. Ну и экстерьером природа Буланкару не обидела.
На XIII Всесоюзных соревнованиях конников в байге для иноходцев победу одержал новоберезовский Желмая, бежавший под седлом тренера К. Асантаева. Широко известным в республике этот жорга станет через год, после публикации статьи Габита Мусрепова. Желмая был, пожалуй, самой красивой и величественной спортивной лошадью в истории колхоза имени Ленина. Темно-гнедая масть, рослый, массивное телосложение, крепкая конституция, стройные ноги, сильная, прямая, высоко поставленная шея, красивая пропорциональная голова с идеально прямым профилем, длинные стоячие уши, большие умные глаза – и в дополнение ко всем замечательным статям довольно редко встречающийся у лошадей аллюр. И этим аллюром Желмая владел лучше любого другого иноходца. По крайней мере, в районе и области. В летне-осенний период Б. Китапбаев много ездил верхом. В таких поездках неутомимый и энергичный Желмая был для него лучшим помощником. Родилась и выросла эта уникальная лошадь в Катон-Карагайском районе. Ездил на ней управляющий районной заготконторы Солтангазы Нураков, друживший с Б. Китапбаевым с детства. Нам было интересно, где и как ему удалось присмотреть такой изумительной красоты чистого иноходца. К сожалению, это уже невозможно – не осталось очевидцев. Но когда председатель колхоза увидел иноходца, С. Нураков не заставил себя уговаривать и был готов на любой вариант обмена. Широкой души человек, он решил, что его другу-атқұмару (фанатику-коннику) хороший жорга нужнее.
Летом 1971 года в окрестностях районного центра Караул Семипалатинской области состоялись конные состязания, посвященные 125-летию Абая Кунанбаева и собравшие лучших бегунцов из всех регионов Казахстана. Эти скачки завершились выдающейся победой тулпаров колхоза имени Ленина. Напомним поклонникам конного спорта, что Куланкара (наездник В. Мартын) выиграл байгу на двадцать километров в присущем только ему стиле, оставив далеко позади всех соперников. Жорга Желмая (наездник Е. Саханов) был вне конкуренции на 13-километровой дистанции для иноходцев, а в тридцатикилометровой аламан-байге Буланкара (наездник опять Е. Саханов), уступив совсем немного победителю, стал вторым. Все три вида конных соревнований принесли успех новоберезовцам.
Именно этим состязаниям был посвящен очерк Габита Мусрепова, в котором классик казахской литературы отметил довольно неожиданную реакцию болельщиков на итоги аламан-байги: «… После завершения 30-километровой байги собравшиеся зрители стали шуметь, мол занявшая первое место лошадь бежала только последние километры дистанции, ее тайком выпустили на беговой круг, когда скачка близилась к завершению. На следующий день поползли слухи уже о двух подставных лошадях. Одного из них Буланкара обошел, едва не опередив и второго. Возможно, нашелся человек, который проверил эти подозрения и докопался до сути. Если никто не проверял, тогда трудно избавиться от мысли о неполноценности победы…».
По словам некоторых очевидцев недовольство искушенной публики и сомнения в честной борьбе были вызваны бодрым видом лошади-победительницы на церемонии награждения призеров аламан-байги. После тяжелого и изнурительного марафона эта лошадь совсем не выглядела утомленной.
В колхозе имени Ленина Куланкара, как и некоторые другие скакуны, оказался, можно сказать, волей случая. Во второй половине 60-х годов в Новоберезовке на попечении старого колхозного тренера-конника Садуакаса (Чауа) Мамырбаева появилась вороная лошадь со звездочкой на лбу и негустыми, короткими хвостом и челкой. Первое время местная публика называла коня «Лесхоз». Дело в том, что председатель колхоза случайно увидел его под седлом работника одного из лесхозов Катон-Карагайского района. Для лесоводов лошадь особой ценности не представляла, и они легко согласились обменять её. Руководителю же колхоза очень понравился экстерьер впервые увиденного коня. Он обратил внимание на нечасто встречающееся в наших краях укороченное туловище лошади, характерное для арабской и чистокровной верховой пород. У него моментально возникла ассоциация со сжатой пружиной. И, как всегда, интуиция его не подвела.
Весной следующего года состоялся дебют Лесхоза на районных соревнованиях в Большенарыме. На дистанции пять километров, а скакал тогда на нем Бекен Раисов, он занял второе место, пропустив вперед признанного спринтера Ваську. После двух-трех лет напряженной тренинговой работы и участия в многочисленных скачках бывшая лесхозовская рабочая лошадка выросла в редчайшего, непобедимого в аламан-байге скакуна, в прославленного Куланкару. В его послужном списке было несколько победных выступлений на областных соревнованиях. Много раз он выигрывал районные скачки. В отличие от Тайжирена, Куланкара со старта байги, закусив удила, в прямом и переносном смысле слова, рвался вперед, и наездник ничего не мог с этим поделать. Огромная сила, которой наделила его природа, получала выход на дистанции, и экономить её ему не было необходимости.
Куланкару, в отличие от некоторых других скакунов, выступавших за колхоз имени Ленина, счастливо миновали серьезные повреждения ног. После завершения в уже солидном возрасте карьеры бегунца он спокойно, в почете, доживал свой век.
Самолет
Однажды председатель колхоза имени Ленина, а было это в 60-е годы, ехал на машине по землям одного из хозяйств прежнего Катон-Карагайского района. Вдоль дороги паслась совхозная отара. И когда чабан пустил лошадь галопом в сторону отбившихся от отары овец, Б. Китапбаев не мог оторвать глаз от её бега. Не удержавшись, попросил чабана дать ему проскакать на его коне. Потом он рассказывал, что бег этой лошади произвел на него потрясающее впечатление. Она буквально летела над землей, словно на крыльях. Такую резвость опытному коневоду раньше наблюдать не доводилось. Разговор с чабаном, который оказался собственником необыкновенной лошади, много времени не занял, и вскоре коня перегнали в Новоберезовку в обмен на кобылу с жеребенком. И на этой замечательной лошади пасли совхозных овец! Почти как в сказке про Золушку. Но, может быть, это была вовсе не случайная встреча двух достойных сыновей седого Алтая – председателя колхоза имени Ленина Бошая Китапбаева и будущего великого скакуна Самолета. Удивительно богатая и щедрая алтайская земля вознаградила своего благодарного сына, подарив ему поистине одного из лучших бегунцов, когда-либо рождавшихся на ее просторах.
В колхозе лошадь получила кличку Самолет. Тренингом Самолета стали заниматься опытнейшие колхозные коневоды, аксакалы Садуакас Мамырбаев и Кулмухамбет (Кулшан) Кайыков. Самолет в себе сочетал очень высокий рост и крепкую, достаточно сухую конституцию. Длинный до земли хвост и грива его во время бега развевались словно на ветру. У него была нечасто встречающаяся огненно-красная масть. Длинный, размашистый галоп, соответствовавший его росту, позволял ему развивать высочайшую скорость. Как сейчас вспоминают очевидцы – до семидесяти километров в час. И в то же время Самолет был очень вынослив, хотя высокорослые лошади, так же, как и люди, как правило, большой дистанционной выносливостью не отличаются.
В те времена уровни проводимых конных соревнований ограничивались масштабами района и области. Поэтому дальше Усть-Каменогорска Самолета не возили. Выиграть байгу на областных соревнованиях, тем более аламан-байгу, под силу только хорошо тренированным лошадям, щедро наделенным природой качествами незаурядных бегунцов. Ведь в каждом забеге участвуют по несколько десятков скакунов, и владельцы почти каждого из них рассчитывают на победу своего питомца. На всех скачках Самолет неизменно первым пересекал финишную черту. Скакали на нем вначале Саша Вшивцев, затем Токан Зайкин. Век всадников в колхозе был коротким, потому что шла борьба за каждый килограмм веса. Последним довелось скакать на Самолете Юре Оразаеву, который сейчас так вспоминает об этом: «У Самолета был непростой норов, поэтому иногда на дистанции у наездника возникали с ним проблемы. Бывали случаи, когда он убегал с круга, не подчиняясь на поворотах поводьям. На дух не переносил пропускать вперед кого-то из соперников. Если Самолет видел скачущую перед ним лошадь, он прижимал уши, ускорялся и не мог успокоиться, пока не займет первую позицию. Он, видимо, по природе своей был победителем, таким родился». Юрий Оразаев окончил Новоберезовскую среднюю школу, затем получил диплом экономического факультета Саратовского сельскохозяйственного института, сегодня он на пенсии.
К великому сожалению, беговая карьера Самолета закончилась гораздо раньше, чем могла бы. На одной из тренировочных пробежек он получил тяжелейшую травму ноги. Ветеринары долго его лечили, но Самолет так и не смог наступать на поврежденную ногу.
Предшественницей Самолета в команде бегунцов колхоза имени Ленина была замечательная лошадь мухортой масти (гнедая с подпалинами на животе). История ее появления в колхозе тоже заслуживает некоторых подробностей. В 1958 году в Новоберезовку из соседнего района наведался молодой директор совхоза «Алтайский» Леонид Поликарпович Пятков. Ему нужно было купить в колхозе сено для своего совхоза. Когда этот вопрос решили, Б. Китапбаев несколько озадачил директора неожиданной просьбой: «У тебя в совхозе, в первом отделении, есть одна гнедая лошадь. Отдай ее мне». Много лет спустя Л. Пятков рассказывал, что он тогда ни сном ни духом не ведал о той лошади. И, тем не менее, без всяких колебаний уступил ее близкому человеку. Уже вскоре до него стали доходить вести об успешных выступлениях Мухорки-Керата на соревнованиях различного уровня. Несколько лет скакал на нем Саша Вшивцев, сын колхозного кладовщика, инвалида Великой Отечественной войны. На счету Керата были первые места, занятые в аламан-байге на областных состязаниях. Вспоминая этого невысокого роста, светло-гнедой масти коня, чутко реагировавшего на команды наездника и наделенного от природы исключительной выносливостью, Б. Китапбаев отмечал, что подобных ему скакунов на Алтае не было. Тридцатилетняя эпопея триумфальных достижений бегунцов колхоза имени Ленина начиналась именно с блестящих побед Керата. На закате своей беговой карьеры он составлял достойную конкуренцию еще молодому Самолету.
Л. Пятков, имеющий самое прямое отношение к восхождению Керата, родился в 1928 году в Катон-Карагайском районе. В тридцать лет возглавил совхоз «Алтайский», став самым молодым руководителем хозяйства в районе. После объединения двух районов в течение семи лет занимал должность начальника Большенарымского райсельхозуправления. В этот период, в 1968 году, успешно защитил кандидатскую диссертацию по экономике. В 1970-90 гг. Леонид Поликарпович работал в Алма-Ате, в Госплане Казахской ССР. Сначала зам. начальника, затем начальником отдела сельского и лесного хозяйства, был членом коллегии. Он и сейчас живет в бывшей столице, встретив преклонные годы в окружении детей, внуков и супруги, верной спутницы жизни – Валентины Ивановны. Памятная для обоих сделка с Кератом еще больше сблизила Л. Пяткова и Б. Китапбаева. Крепкую дружбу два земляка-катонца сохранили на всю жизнь.
После травмы Самолета победные традиции Большенарымского района продолжил гнедой скакун из села Солдатово, единственной усадьбы колхоза имени Калинина. В Восточно-Казахстанской области ему в течение трех лет не было равных в аламан-байге. Это была породистая лошадь, довольно крупной конституции, необыкновенной красоты и мощи. Скакал на солдатовском Гнедке Марат Кайракбаев. Председатель колхоза имени Калинина Николай Иванович Лозовой родился в 1922 году, участник Великой Отечественной войны, в 1966 году был удостоен звания Героя Социалистического труда, возглавлял колхоз до 1973 года. Бывший московский метростроевец Н.И. Лозовой был равнодушен к байге. Но его в этом отношении прекрасно дополнял многолетний заместитель, опытный хозяйственник и конник Николай Петрович Толстых, который многих удивлял отличным знанием казахского языка. Многолетнее доминирование солдатовского гнедого бегунца сменилось эпохой Куланкары, о котором мы уже рассказали. В эти же годы за колхоз имени Калинина успешно выступала еще одна лошадь темной масти. Скакавший на ней Петя Зейферт два года подряд выигрывал десятикилометровую байгу на областных скачках в Усть-Каменогорске. Тренировал обоих солдатовских скакунов Агзаш Сахаринов.
Чтобы закончить разговор о Самолете, вспомним ещё об одной лошади, входившей в команду колхоза имени Ленина. Это была молодая, невысокого роста, обладавшая высокой скоростью и хорошей выносливостью гнедая лошадь по кличке Мальчик, которую председатель колхоза приметил в селе Орнек Катон-Карагайского района. Мальчик был заменой закончившему выступления Самолету. На аламан-байге в Усть-Каменогорске он стал главным конкурентом Солдатовского чемпиона, уступив ему в упорной борьбе. Во время одной из скачек в Большенарыме случайный удар плетью пришелся ему в глаз. Поврежденный глаз перестал видеть, и Мальчик больше уже не выходил на беговой круг. Огромный потенциал его до конца не был раскрыт. На Мальчике и других лошадях, выступавших в эти годы под флагом колхоза Ленина, скакал Мурат Байгунаков, всегда очень тонко чувствовавший и понимавший состояние и настроение скакуна.
Главный тренер
В течение трех десятилетий Б. Китапбаев возглавлял колхоз имени Ленина. И все эти годы он не уставал заниматься спортивным коневодством. Для него, сына табунщика, это было непреходящим хобби. Если проанализировать эту сторону его деятельности, то, наверное, можно выделить три поколения самого высокого класса спортивных лошадей, подготовленных в колхозе за тридцать лет. Каждое поколение, олицетворяющее определенный временной отрезок, группируется вокруг скакунов, которые в этот период непременно выигрывали аламан-байгу республиканского или областного уровней. Жиренов во главе с Тайжиреном, побеждавших в 80-е годы, мы отнесли к последнему, третьему, поколению. Главным действующим лицом в команде лошадей второго поколения, принесших колхозу самые громкие победы на рубеже 60-70-х годов, безусловно, был Куланкара. Рядом с ним в эти годы с успехом выступали на многочисленных соревнованиях Буланкара, иноходец Желмая, вороные спринтеры-средневики Санар, Васька, а также другие отличные скакуны. Это была эпоха вороных колхоза имени Ленина. И, наконец, первое поколение новоберезовских скакунов, символами которого являются Керат и лучший, на наш взгляд, бегунец в истории спортивного коневодства колхоза имени Ленина, ярчайшая звезда первой половины 60-х годов – лошадь по кличке Самолет, абсолютно точно соответствовавшая своему имени.
Разумеется, между выделенными нами поколениями существовали временные разрывы, занимавшие по несколько лет. В эти периоды за колхоз выступало много других хороших скакунов. Правда, им не удавалось занимать первые места на областных или республиканских соревнованиях. Но они тоже остались в памяти людей, которые видели их бег. Выдающиеся лошади не появляются на свет каждый день. Б. Китапбаев в одном из своих выступлений отмечал, что еще до Октябрьской революции царские генералы по Иртышу на пароходах завозили на Алтай породистых жеребцов и запускали их в местные табуны. И он был уверен, что выступавшие за колхоз Куланкара, Самолет, Керат и другие знаменитые скакуны, родившиеся много десятков лет спустя на просторах нынешнего Катон-Карагайского района, являются их потомками. Но генетический потенциал, заложенный в них, мог бы никогда и не заявить о себе, если бы когда-то на их пути совершенно случайно не оказался самый знаменитый конник Казахстана.
В колхозе за тридцать лет выросло и несколько новых поколений тренеров-коневодов, непосредственно занимавшихся лошадьми и самоотверженно выполнявших свою работу. Но бессменным оставался председатель, который, если воспользоваться современной спортивной терминологией, все тридцать лет был главным тренером. Если продолжить аналогии, он был одновременно и тренером-селекционером, ведь практически все скакуны, выступавшие за колхоз, подбирались исключительно его усилиями. Уникальный сплав интуиции и накопленного опыта позволял Б. Китапбаеву в случайно увиденной лошади разглядеть задатки будущего чемпиона. Именно так появились в конно-тренировочном центре колхоза имени Ленина Самолет, Керат, Куланкара, Тайжирен и многие другие отличные бегунцы. Председатель колхоза досконально знал технологию тренинговой работы и этого же требовал от работавших со скакунами тренеров. Первые уроки коневодства сам он получил еще в раннем детстве от своего отца Китапбая Мажикова, который был известным на Алтае табунщиком. В 1942 году в возрасте 44 лет отец Б. Китапбаева ушел на фронт. Война для него закончилась только в мае 1945 года на улицах освобожденной от фашистов Праги. За героизм, проявленный при форсировании реки Одер, он был награжден медалью «За боевые заслуги».
Талант будущего великого бегунца в молоденькой лошадке нужно угадать. А это дано совсем немногим. Но Бошаю Китапбаеву это удавалось и, притом неоднократно. Именно поэтому колхоз имени Ленина Большенарымского района три десятилетия был кузницей выдающихся скакунов. Таких хозяйств в Восточном Казахстане, а может быть, и во всей республике, больше не было.