Керибаев Темирхан Сарманович,
директор школы технического творчества
г. Костанай Костанайской области
В современном обществе система дополнительного образования детей, по праву представляет собой инновационную сферу вариативного обучения, воспитания, развития и социализации личности, содействующая процессу формирования ключевых компетенций обучающихся.
На сегодняшний день необходимым условием обновления образовательного пространства является включение каждого члена педагогического коллектива в инновационную деятельность.
Инновационная работа в нашей школе технического творчества ведется по трем направлениям:
– организация интеллектуально–творческой работы педагогов;
– организация интеллектуально-творческой деятельности обучающихся;
– работа над созданием имиджа школы, благоприятной воспитательной среды.
Области инноваций:
– в содержании образовательных программ;
– в развитии внешних связей, создании определенного микроклимата;
– в структуре и организации учебно–воспитательного процесса;
– в работе с одаренными и высокомотивированными детьми.
За последние два года в школе успешно внедрено новое техническое направление «Робототехника», современная материально-техническая база, а также реализация креативных идей позволили добиться значительных результатов: 14 призовых командных мест в Открытых областных олимпиадах по робототехнике среди инновационных школ Костанайской области.
В этом году школа технического творчества стала участницей городского инновационного проекта «Технологии инженерно–компьютерного трехмерного моделирования». Реализация данного проекта расширяет представление ребят о возможностях инженерных технологий и престижа инженерных профессий, помогает развитию внешних связей. Благодаря сотрудничеству с Костанайским инженерно–экономическим университетом имени М.Дулатова наши педагоги и воспитанники практикуются в более современных лабораториях ВУЗа на принтерах трехмерного моделирования.
С целью активизации инновационной деятельности обучающихся, внедряются проектные и исследовательские методики обучения и воспитания. Ребята реализуют мини-проекты в рамках образовательного процесса, активное участие принимают в исследовательской деятельности, научно-практических конференциях различного уровня. К примеру, наш инновационный проект «Чистая энергия для моей области» отмечен Диплоиом ІІ степени Республиканского конкурса «Қарлығаш ЭКСПО – 2017».
Кроме того, наши обучающиеся – активные участники международных, республиканских, областных соревнований, выставок, конкурсов, слетов. Ими завоевано 149 призовых мест, из них 31 – международного и республиканского уровней. На протяжении последних лет мы стабильно удерживаем позиции лидерства на соревнованиях по трассовому и автокордовому моделизму.
Произошли изменения и в научно-методической работе школы. Это использование дифференцированного подхода в работе с кадрами, изучение и внедрение инновационных методик, осуществление профессионального развития и поддержка педагогов в области применения информационно-коммуникационных технологий.
Педагоги дополнительного образования систематически повышают свой профессиональный уровень путем самообразования и обучения на курсах повышения квалификации. В этом году на базе нашей школы проведены Республиканские курсы для педагогов дополнительного образования по теме «Психолого-педагогические аспекты развития технического творчества детей в организациях образования».
При ппланировании воспитательной работы учитываются интересы педагогов, воспитанников и их родителей. Изменилась функция руководителя кружка: он занимает позицию профессионала, сопровождающего и поддерживающего движение обучающегося вперед.
Эффективность инновационной деятельности школы подтверждают следующие факты:
– повысилась мотивация обучающихся к участию в мероприятиях различного уровня ( количество призёров увеличилось на 26,5 %, чем в 2014-2015 учебном году);
– педагоги школы активнее применяют современные технологии обучения и воспитания, в том числе информационно–коммуникационные технологии;
– возросло участие педагогов в профессиональных конкурсах на 36,5 %, чем в прошлом учебном году;
– педагоги и учащиеся стали активными пользователями электронной образовательной среды и интернет-ресурсов;
– постоянно улучшается материально–техническая база школы.