Казбекова Рауза Улановна,
руководитель Центра музейной педагогики
Музея Первого Президента
Республики Казахстан, г. Астана.
В настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед организациями образования нашей страны является усиление воспитательной работы. В стране идет интенсивный поиск новых подходов повышения воспитательного потенциала образовательного процесса. Важным элементом новой идеологии воспитания выступает идея «Мәңгілік Ел».
В многоплановой деятельности Музея Первого Президента Республики Казахстан работа с детской аудиторией является одним из приоритетных направлений. В Музее создана уникальная среда, способствующая формированию духовно-нравственной личности. Во имя лучшего образования и воспитания детей Музей сотрудничает с НПО, государственными структурами, учреждениями образования всех ступеней: от дошкольных – до вузовских, от общеобразовательных – до элитарных.Помимо традиционных видов работы для учащейся молодёжи Музей осуществляет широкий спектр учебно-познавательной деятельности по новейшей истории Казахстана, ведётся научно-исследовательская работа по специальному проекту, посвящённому изучению феномена лидерства, влиянию социальной среды на формирование данного качества личности. Цель первого этапа исследования: «Роль семьи, школы в социализации личности». В рамках проекта проведена научно-творческая экспедиция на малую родину Главы государства, разработан и апробирован элективный курс, проведён научно-практический семинар «Формирование лидерских качеств в семье, школе и других социальных институтах».Многолетнее плодотворное сотрудничество Музея и Управления образования г. Астаны способствовало успешной реализации Межшкольного музейного проекта «Большая регата». «Большая регата» – долгосрочный партнёрский проект, организованный для школьников города Астаны с посещением 13 музеев – «неизведанных островов» – по специально разработанным маршрутам: «Особая кладовая», «Калейдоскоп культур», «И память, и подвиг, и слава», «Архипелаг». Согласно условиям игры-путешествия, Музей Первого Президента Республики Казахстан – и есть «Архипелаг», объединяющий в себе «острова» – музейные объекты. Члены экипажей 16 столичных учреждений образования получили уникальную возможность побывать в 11 школьных музеях г. Астаны, лучше узнать о родном крае, жизни и деятельности знаменитых людей, внесших значительный вклад в историю развития казахстанского общества. «Морское» путешествие в суровое для Астаны время года (игра проходила в феврале – апреле) вызвало у ребят неподдельный интерес. Как отмечают ребята в отчетных материалах экспедиции, игра не только обогатила их новыми знаниями, но и научила «ответственности, не бояться трудностей, доводить начатое дело до конца» (по материалам экспедиции).Реализации избранной нами образовательной модели открывает для педагогов дополнительного образования возможность использования музейного пространства как части образовательной среды, развивает педагогическую компетентность учителя через практическое освоение методов работы в музее. Музей Первого Президента Республики Казахстан стал неотъемлемым звеном единого воспитательного и образовательного процесса столицы.Инновационные формы музейно-педагогической деятельности работников музея содействуют воспитанию уважительного отношения к истории, героическому прошлому своего народа, своей страны, укреплению казахстанской государственности и патриотизма, осознанию сопричастности к строительству нового государства, совместной ответственности за судьбу страны и будущих поколений ее граждан, формированию поколения «Мәңгілік Ел», сплоченного вокруг стратегических целей развития страны, воспитанного на принципах казахстанской идентичности и единства, нового казахстанского патриотизма.