СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  МАСТЕРСТВА  УЧИТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ  ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Омарова Сауле Жанбуриновна

старший преподаватель кафедры

инновационных технологий и методики

 преподавания предметов

естественнонаучных (гуманитарных) дисциплин

 филиала АО НЦПК «Өрлеу»   ИПК ПР

 по Акмолинской области

Современный период развития цивилизации ставит перед человеком множество требований к тому, что он был готов адаптироваться к новым производственным технологиям, к новым возможностям передачи и использования информации, функциональным изменениям в трудовой и деловой жизни, единству и многообразию культур, существующих в нашем государстве. Однако, данные перемены показали ряд проблем, связанных с недостаточной подготовленностью нашего общества к вызовам современности. В этих условиях должна готовить не столько «человека знающего», сколько «человека, подготовленного к жизнедеятельности». Именно такой человек будет способен творчески мыслить и действовать, обладать коммуникативными навыками и самостоятельным мышлением. Поэтому современная школа не должна будет сводить обучение к простому количественному усвоению знаний. Где ученик напоминает «фаршированную рыбу», которая не может использовать в реальной жизни полученные в школе знания.

Школа должна перестать напоминать фабрику, которая выпускает усредненного ученика. Она должна выстроить для себя  новую  центральную задачу: научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире. Можно закрыть глаза и уши и отдаться во власть того, кто этой властью жаждет  воспользоваться. А можно научиться и научить жить в этом пространстве. «Понимать новые реалии, быстро ориентироваться , обучаться, принимать самостоятельные решения»- утверждает А.Гин. Действительно, нужно признать, что обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты устаревают, а их объем стремится к бесконечности. Идея обучать, прежде всего, не конкретным знаниям, а способам быстрого и эффективного усвоения знаний – умению учиться, строить свое понимание, исходя из личных исследований и социального взаимодействия, заложена в «Образовательной программе курсов повышения квалификации педагогических кадров по предмету «Русский язык» в школах с казахским языком обучения в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан».

Во время проведения курсов учителя знакомятся со структурой, содержанием, последовательностью, целями и задачами обновленной образовательной программы по предмету «Русский язык» в школах с казахским языком обучения. В задачу тренера входит разработать навыки работы с учебно-методическими документами, умение понять и использовать  в практике преподавания и учения систему критериального оценивания, сформировать навыки, необходимые для реализации обновленной образовательной программы. Материалы обучения основаны на образовательной программе,  учебных  планах  и  модели  оценивания  для  дальнейшего  использования  в общеобразовательных  организациях  Республики  Казахстан.  Данная программа направлена на формирование коммуникативной деятельности (говорения, слушания, чтения и письма). Она поддерживает развитие практического применения коммуникативной компетенции в  различных сферах меняющегося мира.

Педагогические подходы к обучению, заложенные в рамках данной Программы помогут учителям адаптировать учеников к реальной жизни, чтобы получать, отбирать и создавать необходимую информацию, соответствующую коммуникативным целям, так как целью предмета «Русский язык» является развитие умений речемыслительной деятельности, совершенствование языковой способности, коммуникативных умений и навыков в разных сферах и ситуациях общения, необходимых для взаимодействия, взаимопонимания в многонациональном обществе. С целью углубления содержания предмета учителя осуществляют  межпредметные связи, используют в методических целях дополнительные темы, тексты, что позволит учащимся  находить и представлять интересную  и доступную  информацию, овладеть   сведениями, необходимыми для раскрытия темы и успешного обсуждения  круга вопросов. В процессе обучения, когда учителя сами находятся в роли учеников, к ним приходит понимание того, что взаимоотношения учителя и ученика должны перейти на новый уровень. Учащиеся овладеют русским языком как средством коммуникации, у них пробудится интерес к изучению русского языка, возникнет стремление овладеть им, выработать прочные орфоэпические, орфографические и пунктуационные навыки в том случае, когда не будет доминирования учителя над учеником, когда ученик перестанет быть объектом для передачи готовых знаний. Только в том случае, когда он станет субъектом образовательного процесса, у него будет развиваться и внутренняя мотивация. Ежедневно на занятиях проводилось согласование практической деятельности педагогов с достоверными результатами научных исследований в области педагогики, при этом важно, что овладение речью в школе  – это не только усвоение готовых образцов, сколько умение применять на практике усвоенный языковой материал, что связано с осознанием определенных закономерностей данного языка, познанием его правил и законов, усвоением определенной суммы знаний, на основе которой формируются соответствующие умения и навыки речи.  Мне необходимо было участвовать в моделировании эффективной роли учителя, в то время как учителя будут выступать в качестве «учащихся» в процессе обучения. Это помогало мне и учителям осознать важность совместной работы, что способствовало развитию у учителей понимания конструктивистской педагогики и подходов в процессе учения. Например, в учебных материалах изучаются несколько подходов к изучению второго языка. Естественный подход к изучению языка (Крашен и Террелл, 1995 год) стремится сделать задания в классе как можно более содержательными, связав их с реальным миром и используя реальные материалы для чтения (например, брошюры, листовки, веб-страницы), а не тексты из книг. Используя естественный подход, учитель способствует формированию понимания и установлению коммуникаций, а также стремится укрепить подлинную связь среди учащихся. Учителя, использующие естественный подход, могут использовать и метод физического реагирования. Во время заданий метод физического реагирования (МФР) помогает учащимся понять язык, рассматриваемый учителем. Учителя, которые придерживаются принципов коммуникативного метода обучения (Карран, 2006 год), менее обеспокоены грамматической стройности и соблюдением правил грамматики, чем способностью использовать язык для общения. Естественные и коммуникативные подходы признают важность благоприятной учебной среды, в которой учащиеся чувствуют себя в состоянии совершать ошибки и рисковать, так как они учатся и практикуют новые слова, структуры и произношение. Оба подхода опираются на мотивацию учащихся к общению. Таким образом, очень важно, чтобы эти подходы были заметны во время обучения, так, чтобы учителя имели четкую демонстрацию роли учителей.  Содержание обучения русскому языку как второму отражает структуру, которая основана на учебных планах, научно-обоснованных концепциях, таких как обучающая последовательность, коллективное письмо, метод физического реагирования и направленное чтение, которые предоставляют учителям четкое понимание для установления новой методики и атмосферы сотрудничества в классе. Думаю, что практическая реализация данной Программы будет содействовать готовности казахстанских учителей к непрерывному профессиональному развитию в условиях динамично меняющегося мира

Использованная литература

  1. «О трансляции опыта Назарбаев Интеллектуальные Школы в рамках обновления содержания общего среднего образования». Астана 2015г.
  2. Анатолий Гин «Принципы педагогической техники». Издательство «Дрофа», 2004г
  3. Руководство для тренера. Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015.

 

Сондай-ақ, оқыңыз

ТРЕХЯЗЫЧИЕ КАК ДОМИНАНТА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАЦИИ

Акишева Айсулу Кенесовна, заместитель директора филиала АО «НЦПК «Өрлеу» по Акмолинской области  Процесс национальной консолидации …