ТРЕХЯЗЫЧИЕ КАК ДОМИНАНТА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАЦИИ

Акишева Айсулу Кенесовна,

заместитель директора филиала

АО «НЦПК «Өрлеу» по Акмолинской области 

Процесс национальной консолидации и формирования мультикультурного общества в Республике Казахстан диктует новые требования к образованию и изменению подходов в обучении. В то же время  страна активно интегрируется в мировое образовательное пространство, где идет жесткая конкуренция экономик, технологий, образовательных систем и т.д. В этих условиях модернизация образования должна соответствовать международным трендам, открывая подрастающему поколению  новые возможности и перспективы. Одним из ведущих направлений обновления содержания образования Республики Казахстан является внедрение трехъязычия.

Целью трехъязычного образования является формирование человека, обладающего чувством уважения и понимания к другим культурам, умеющего жить в мире и согласии с людьми разных национальностей.

В основе политики триединства языков лежит требование знания гражданами страны казахского языка. Особое значение в языковой политике Казахстана придается русскому языку, который является одним из мировых языков и имеет широкое распространение в современном мире. Третьим элементом является английский язык, который занимает в современном мире доминирующее положение, ведь именно английский язык поможет открыть казахстанцам окно в мир, окно в глобализацию.

Таким образом, государственный язык – язык народа, где мы все живем, нам всем его надо знать, но вместе с этим мы должны знать английский язык, потому что это язык науки, инноваций. И надо знать русский язык, на котором мы научились говорить и понимаем друг друга, тем более что это язык нашего большого соседа, – сказал Назарбаев на торжественном мероприятии, посвященном Дню благодарности.

К тому же свободное владение английским языком позволит школьникам осваивать науки, информационные технологии. Знание трех языков: казахского, русского и английского даст выпускникам возможность продолжать свое образование не только в Казахстане, но и в вузах ближнего и дальнего зарубежья. При этом вопрос владения казахским языком в школах останется  приоритетным. Для этого рассматривается необходимость не только увеличения часов обучения казахскому языку, но прежде всего, улучшение качества преподавания языка: изменение методов и форм обучения, использование разнообразных ресурсов.

Знание иностранного языка – это назревшая жизненная необходимость, поскольку интенсивные темпы и уровень развития науки и техники в мире требуют владения иностранными языками для более качественного и полноценного получения знаний и навыков.

Во исполнение Плана Нации «100 конкретных шагов: современное государство для всех»  утверждена Дорожная карта развития трехъязычного образования на оды. Реализация данного документа  направлена на  обновление содержания учебных программ на всех уровнях образования; обеспечение преемственности трехъязычного образования в контексте единой образовательной  среды; совершенствование системы подготовки и переподготовки педагогических кадров для эффективного внедрения  трехъязычного образования; обеспечение проведения эффективных научных исследований в области трехъязычного образования в Казахстане, популяризацию культурного проекта «Триединство языков».

В Дорожной карте предусмотрено 7 стратегических направлений:

  1. Совершенствование нормативной и правовой базы трехъязычного образования;
  2. Научно-исследовательская деятельность по изучению проблем трехъязычного образования;
  3. Методологическое и учебно-методическое обеспечение трехъязычного образования;
  4. Подготовка кадров и повышение квалификации;
  5. Институциональная поддержка трехъязычного образования;
  6. Информационное сопровождение трехъязычного образования;
  7. Финансирование трехъязычного образования.

Основой методологии преподавания в школах Казахстана будет опыт трехъязычного образования 33 экспериментальных школ для одаренных детей, 20-ти НИШ,  30-ти казахско-турецких лицеев. Это преследует двуединую цель – изучение предмета и одновременное изучение английского языка.

В полную силу нововведение вступит в 2018/19 учебном году. При этом предусматривается, что переход на английский язык обучения в старших классах будет осуществляться поэтапно уже с 2017 года –  по мере готовности и учителей, и самих школьников, а полный переход планируют завершить к 2023 году.

Так,  шестиклассники, независимо от основного языка обучения в школе, будут изучать историю Казахстана на казахском языке, мировую историю – на русском.

В 9 классе завершается основное среднее образование, которое ребенок получит на языке обучения (казахский/русский). После 9 класса дети выбирают одно из трех направлений: поступление в колледж, выбор общественно-гуманитарного или естественно-математического направления в старшей школе. Как есть и сегодня. Единственное, что вводится с 2019 года для учащихся, выбравших общественно-гуманитарное направление в школах – это преподавание 2-х предметов на английском языке (STEM (интегрированное обучение) и ИКТ), только 2 часа в неделю. Для учащихся, выбравших естественно-математическое направление, преподавание 2-х предметов из 4-х (физики, химии, биологии и информатики) будет проходить на английском языке. С 5-го класса ученики начнут знакомство со специфической терминологией этих наук.

В процессе перехода на систему обучения на трех языках, безусловно,  возникает ряд вопросов, одним из которых является  вопрос подготовки учителей-предметников, способных реализовывать идеи трехъязычия. Ни для кого не секрет, что приобретение языковых компетенций – это трудоемкий процесс. В связи с этим, большое внимание будет уделено подготовке кадров и повышению квалификации учителей и педагогов через реализацию подхода CLIL (Content and Language Integrated Learning – интегрированное изучение содержания и языка), активно используемого в странах Евросоюза, в основе которого лежит параллельное приобретение профессиональных и языковых компетенций.

В рамках перехода на англоязычное обучение до 2020 г. на языковых курсах повысят квалификацию 2 тысячи 450 учителей и преподавателей страны.

 В 2017 году планируется проведение курсов повышения квалификации педагогических кадров по трехъязычию для учителей физики, химии, биологии, информатики с уровнем владения английским языком В 1.

Образовательная программа по трехъязычию будет составлять 640 часов и состоять из 3-х модулей. 1 модуль предполагает изучение английского языка и охватит 2 месяца, что составит 320 часов. На начало 1 модуля слушатели должны иметь уровень владения английским языком В1, на выходе же уровень не должен быть ниже В 2.

2 и 3 модули охватят по 1 месяцу (каждый месяц по 160 часов) в течение которых со слушателями курсов будет проведена работа по изучению методики преподавания предмета, а также выполнение итоговой работы на английском языке. По окончании 4-месячных курсов учителя должны владеть английским языком на уровне С1.

Но количество педагогов, которые смогут быть обучены по этой программе весьма ограничено, а уровень владения языком для поступления на курсы довольно высок (В1), поэтому для собственной конкурентоспособности учителя естественнонаучных дисциплин должны начать самостоятельно изучать языковой минимум и владеть основами методики CLIL. На сегодняшний день, к сожалению, в Акмолинской области по внедрению трехъязычия работают всего две школы, а процесс обучения учителей по данному направлению должен идти в интенсивном режиме.

Проведя анализ текущей ситуации по данному вопросу и понимая  необходимость сотрудничества наш Институт уже со второй половины 2015 года принял меры по налаживанию партнерских отношений с Британским Советом, работающим в направлении реализации трехъязычия в Казахстане. Британский Совет является подразделением Британского Консульства в сфере образования и культуры. Он сотрудничает с Управлениями образования и филиалами АО «НЦПК «Өрлеу»  Карагандинской, Алматинской и Южно-Казахстанских областей и проводит курсы и семинары для учителей предметов естественно-математического цикла. В текущем году совет совместно с ведущими  ВУЗами РК, АО «НЦПК «Өрлеу» и областными Управлениями образования провели несколько конференций и семинаров в указанных областях, на одном из которых по инициативе нашего института приняли участие несколько учителей гимназии имени М.Габдуллина №З города Кокшетау, преподаватели филиала АО НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР по Акмолинской области» и педколледжа им.Ж.Мусина.

Наш институт, сегодня, готов оказывать научно-методическое сопровождение, консультационную и методическую поддержку учителям и школам, которые примут участие в реализации методики  CLIL на местах.

Кроме того, институтом налажено сотрудничество с языковым центром ТОО «Lucky Compass», функционирующем в г. Кокшетау с 2004 года. Директором центра является Нимиткина Людмила Николаевна. В центре работают квалифицированные кадры, среди которых есть приглашенный преподаватель – носитель языка из ЮАР Людвиг Стейн фан Граан, имеющий 4-х годичный диплом о высшем образовании  учителя Математики и Географии, Степень Бакалавра педагогических наук и Степень Магистра педагогических наук со специализацией  «Управление Образованием». Педагог имеет 20-летний педагогический опыт преподавателя математики  в старших классах и 3 года опыта преподавания английского языка в языковых центрах города Астаны. Так, совместно с центром в августе было организовано обучение учителей естественно-математического цикла в 2 этапа, обучение на каждом этапе составляло 2 недели. В начале и конце каждого этапа обучающиеся проходили тестирование, тем самым давая возможность определить их уровень усвоения английского языка на начальном и конечном этапе. Курсы прошли на высоком профессиональном и содержательном уровне, что удалось определить из заполненных анкет, а также из слов самих слушателей.

Вопрос внедрения трезъязычного образования нельзя назвать легкорешаемым, в этой связи никто не может оставаться равнодушным в стороне к проблеме полиязычия. Сразу обеспечить все школы квалифицированными кадрами, владеющими тремя языками будет очень сложно. Поэтому каждый учитель должен будет стремиться решить эту проблему, в первую очередь, ради себя, чтобы доказать свою конкурентоспособность. Повышение квалификации становится необходимым рычагом в процессе внедрения трехъязычия в образовательный процесс, так как ее цель – формирование педагога, владеющего несколькими языками, умеющего результативно применять получаемые на курсах повышения квалификации знания и навыки в обучении и воспитании интеллектуального будущего Казахстана.

 

Сондай-ақ, оқыңыз

Қазақ тілін орыс мектептерінде оқытуда рөлдік ойындардың маңызы

Ақмола облысы, Аршалы ауданы, № 2 Аршалы орта мектебі, Қазақ тілі пәнінің мұғалімі, Нуртазина Білімжан …