Тема урока:О повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

Открытый урок по русской литературе 8 класс

сш№6 г.Аркалыка

Ахметова Алданыш Сейлкызы

Цель урока:1)обобщить и систематизировать знания учащихся о повести «Слепой музыкант»;

2)выработать навыки написания эссе,дать представление о психологическом портрете  слепого человека;

3)расширить кругозор учащихся, логическое мышление; воспитывать самостоятельность в работе.

Методы: словесный, диспут

Дидактический материал:схемы, портрет В.Г.Короленко,грамзапись(использовать интерактивную доску)

Ход урока.Оргмомент.Слово учителя:

Отсутствующими глазам

Увижу я незримый мир.

Отсутствующими ушами

Услышу хор немых планет.

Отсутствующими руками

Без красок напишу портрет.

Отсутствующими зубами

Съем невещественный паштет

И буду размышлять о том

Несуществующим умом.

Вводная часть.

Учитель:Дорогие ребята,сегодня мы поговорим о повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант». Каким бы человек не родился он чувствует и тянется всей душой к прекрасному,желает жить в пекрасном мире.А мир создает сам человек.Ведь недаром говорят «Красота-спасет мир».

Проверка домашнего задания. Дать характеристику персонажам повести,сыгравшие важную роль в становлении личности Петрусь Персонажи повести: Мать Петрусь Характеристика(из текста повести Сердце матери почуяло,что вместе с новорожденным на свет появилось темное,неисходное горе.), Дядя Максим (…Это малый тоже инвалид.Если сложить нас обоих вместе,получится ладящися человек.), Хохлацкая дудочка Иохима (Эти часы музыки для Петра были самыми счастливыми.), Девочка Эвелин (Натура заранее предназначенная для тихого подвига любви,соединенная заботой и печалью.), Слепой звонарь (Слепое страдание на лице Петра).

Работа по теме урока

1.Учитель:Петрусь-литературный герой.А в реальной жизни вам известны имена «слепых музыкантов».

Ученики:

-Жаксыгелды Сеилов казахский композитор 20 века,основатель ВИА «Карагоз».

-Диана Гурцкая россиская эстрадная певица.

-Великий казахский композитор Ахмет Жубанов,он был слеп на один глаз.

-Великий композитор Бетховин был туг на ухо.

Учитель:Это не мешало им быть полезными обществу. Это героизм ?

(ученики отстаивают свою точку зрения о героизме)

2.Любимые страницы.(выборочный пересказ.Ученики используют заранее подготовленные опорные слова при пересказе) Тема: Девочка Эвелин и Петрусь, Жизнь слепых звонорей, Скитание Петрусь

3.Работа  над вопросами по теме (работа в парах,ученики составляют вопросы по содержанию повести)

Тонкие вопросы: Назовите имена трех странников, При каких обстоятельствах встретились Эвелин и Петрусь? Кто такой дядя Максим? Каким была внешность Петрусь в начале повести и в конце?Кто привил интерес Петруся к музыке?

Толстые вопросы: С какой целью Петрусь уходит странствовать вместе с нищими? Объясните слова Максима «он прозрел,да это правда»? Что было бы,если в жизни Петрусь не появилась Эвелин? Каким был Петр Попельский в начале повести и в конце? Почему Петрусь стал музыкантом?

4.Ученики слушают музыку.Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»

-Какое настроение вызвала у вас музыка?

-Какие картины рисует ваше воображение?

-Напишите эссе «Мое воображение…»

Учитель: Мы сегодня закончили повесть «Слепой музыкант».Это повесть можно назвать гимном силе воли,мужеству,непобедимости  человека.

Никогда нельзя отчаиваться на жизнь,потому что жизнь-подобна игрищам,иные приходят состязаться,другие-торговать,а самые счастливые-слушать и смотреть.

5.Рефлексия.

-Как вы относитесь к герою повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»?

-Сочувствуете?

-жалеете?

-Восхищаетесь?

6.Домашнее задание:пересказ интересных отрывков из повести(по выбору); письменное сообщение об Ахмете Жубанове,Бетховене,Диане Гурцкой.(по выбору учеников)

Сондай-ақ, оқыңыз

Сыныптан тыс оқу сабағы – әдебиет сабағының жалғасы.

Ақмола облысы, Аршалы ауданы, № 2 Аршалы орта мектебі, Қазақ тілі пәнінің мұғалімі, Нуртазина Білімжан …